|
 |
 |
Центральный Дом Работников Искусств
У каждого художника есть свои любимые места, где ему хорошо думается и пишется,
где рождаются образы самых лучших произведений. Для Евгения Биткина таким
источником вдохновения стал русский север. Весь свой большой талант и
колоссальную трудоспособность он отдает делу развития национальной темы в
"пейзаже. Созданию правдивых образов русской природы, главным образом русского
севера, несравненным, знатоком и любителем которого он является. Персональная
выставка, состоявшаяся в первых числах декабря в ЦЦРИ, превратила зал в
своеобразную диа-раму;мозаику, состоящую из пейзажных кусочков. Мы в
удивительном мире. В нем - необъятные пространства, торжественное спокойствие
и великая благодать. В нем - доброе сердце и душевная чистота русского
человека, искренне передающего живое дыхание и гармонию окружающей природы.
Известно, что пейзаж по своей природе есть искусство ,в котором наиболее
непосредственно выражаются эмоции, поэтому он особенно требует поэтичности
восприятия и трактовки. Изобразительный язык произведений Е. Биткина далек от
реалистических традиций XIX века, реальность в них выступает лишь как
отправная точка. Это сближает его творчество отдельными гранями с
творчеством раннего Рериха, -большим приверженцем которого он является
("Священный кедр"). Он также стремится воплотить в своих произведениях дух
прошлого, аромат старины. Его образы собирательны. Герой - русский человек и
русская природа. Искусство измельченных форм, частное по содержанию не годится
для этих целей. Вот почему Е. Биткин подобно Рериху, найдя свой художественный
идеал в древнерусском и русском искусстве, перенял от него компактность и
уравновешенность композиции, гармонию сильных, насыщенных красок и
монументальность пейзажа ("Синяя Ладога"). Его картины носят несколько
обобщенный характер, но это не стилизация лубка, решая их по-гобеленному
декоративно, художник применяет основные реалистические приемы - это и
перспектива и разработка планами, не плоскостно, а глубинно с размахом.
Об этом свидетельствуют лучшие работы, посвященные Северу. Мы в краю
дремучих лесов, холодных далей и бескрайних просторов. Каждая картина из этой
серии - это неповторимый и целостный образ,не поверхностно зафиксированный вид,
но глубоко по-философски осмысленная картина мира, потаенный уголок, микрокосм,
где все живет и подчиняется гармонии высшего порядка. Одинокие деревянные
храмики ("Тишина"), молчаливые творения безвестных северных зодчих, затерянные
в глуши, окутанные лесом и дымкой туманов - излюбленная тема художника. Подобно
произведениям передвижников, во многих картинах Е.Биткина основное место
отводится народу ("Рыбаки Ладоги", "Деревня Керженец").
Объединяя изображение природы и жанровые сцены, художник тем самым решает
актуальную во все времена тему - место человека в мире, его отношение к природе.
Но дает этой теме особое гуманистическое толкование, показывая природу в
неразрывной связи с трудом и жизнью человека. Таким образом - истинно русский
живописец Евгений Биткин своим искусством подтверждает, что сила художника -
в национальных истоках творчества. И в той любви, которой оно порождено и
которой оно пронизано, проявилось чувство, родной страны, искренний и живой
патриотизм. Художник верно служит своей стране, своему народу, раскрывая перед
ним красоту и богатство родины, призывая ее ценить и верить в нее.
Горегин Протопопов. Искусствовед.
|
|
|