|
 |
 |
Евгений Биткин - наследник славной традиции русской реалистической школы
живописи.
Искусствоведы и зрители, попадавшие на выставки московских художников начиная
с 60-х, сразу узнавали работы Евгения Биткина среди чужих картин. Его
"северная" тема настолько индивидуальна по образному строю и колориту, что,
кажется, создает собственную философию мироздания.
Евгений Петрович Биткин родился в 1932 году в Москве. В 1958 г.
окончил Московское художественно-промышленное училище им. С.Г. Строганова.
Официальными наставниками его были Александр Куприн и Сергей
Герасимов. Особое влияние на молодого художника оказало творчество русских
живописцев Аркадия Рылова и Николая Рериха.
В 1969 году с рекомендациями Павла Корина, Георгия Нисского и Александра
Суханова Евгений Биткин вступает в МОСХ. Начинаются многочисленные поездки
по стране. В творческих командировках он с интересом наблюдает, впитывает в
себя ландшафты, быт, красоту необъятных просторов России. Все увиденное
яркими неизгладимыми образами сохраняется в памяти художника. Постепенно
крепнет рука, обостряется чутье композиции, улучшается качество живописи.
Особенно полюбился Биткину Север. Новгородская земля, Ладога, Валаам,
Кольский берег - излюбленные места художника. Главные герои его картин -
простые русские люди, занятые своим немудреным северным бытом - рыбным
промыслом, кустарным ремеслом, каждодневным трудом в хозяйстве и семье для
обеспечения жизни в этом суровом, но уникально девственном и красивом мире.
Евгений Биткин начинал как приверженец классических традиций русской школы
живописи. Его этюды и картины 50-х, 60-х годов - северные и волжские пейзажи,
московские улочки и дворы - безусловные образцы реалистической живописи.
Художника ярко характеризуют некоторые нотки былинности в манере выражения
темы и близость к импрессионизму.
Картины "Рыбаки Ладоги", "Заонежье", "Тишина" - по-настоящему эпические
произведения, в которых остро ощущается национальность темы. Художник ничего
не приукрашивает, не умоляет суровости дикости края, он лишь со всей
искренностью и любовью указывает на уникальность севера как явления, на его
эстетическое влияние на всю русскую культуру. Эта главная идея получает в
картинах Биткина убедительную образность и силу.
Начиная с 60-х годов Евгений Биткин регулярно участвует во всесоюзных и
международных выставках. Его работы начинают приобретать музеи и
коллекционеры не только России, но и Франии, Италии, США, Германии, Япониии,
Норвегии.
В дальнейшем Е. Биткин окончательно формирует свой индивидуальный стиль, свою
художественную концепцию отражения реального мира, от котороых он никогда не
отрывается в своем творчестве. Определять этот стиль - задача неблагодарная,
так как он равноудален от известных классических терминов. Это некая смесь
изобразительной фольклерности и реализма в сюжетных картинах, это соединение
метафоризма и импрессионизма в пейзаже. Палитра и стиль Биткина узнаются легко
и тот зритель, для которого его творчество, безусловно чуствует свою среду,
свой мир и тянется к своему художнику.
А. Ильин.
|
|
|